1 июня 2025 года в храме Святых Царственных Страстотерпцев п. Дубки настоятель храма иерей Дмитрий Пенькевич отслужил Благодарственный Молебен и прочел послание Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: Послание
Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА
архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим
и всем верным чадам Русской Православной Церкви
в связи с празднованием 1700-летия Первого Вселенского собора
(01 июня 2025 г ., Неделя 7- я по Пасхе)
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри,
всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братья и сёстры!
Сегодня, в Неделю 7- ю по Пасхе , Православная Церковь молитвенно
вспоминает и прославляет подвиг святых отцов Первого Вселенского собора,
который состоялся в 325 году в Никее — в небольшом городе недалеко от
Константинополя. В нынешнем году исполняется 1700 лет с этого эпохального
события церковной истории.
Около трёхсот епископов и их представителей прибыли практически со всех
концов христианского мира, чтобы принять участие в обсуждении одного из
наиболее острых вопросов, на протяжении нескольких десятилетий вызывавших
ожесточённые споры и буквально разрывавших Церковь на части. Умами многих
людей завладело заблуждение александрийского пресвитера Ария о том , что Сын
Божий не есть Бог истинный , а лишь Его высшее творение. Утверждая это , Арий
пытался рационализировать веру и превратить велию благочестия тайну
боговоплощения (1 Тим . 3, 16) в абстрактное философское учение.
Арианская ересь затрагивала самые глубины христианской веры, извращала
евангельское свидетельство о спасении мира, ради которого Слово стало плотью и
обитало с нами , полное благодати и истины ( Ин . 1, 14). Церковь отвергла это
лжеучение, осудив его соборным разумом и сформулировав важнейший догмат о
единосущии Сына Отцу, который мы исповедуем в возглашаемом на Божественной
литургии Символе веры. Как пишет выдающийся историк Церкви профессор
Василий Васильевич Болотов, «Никейский символ был столь точен, что его нельзя
было перетолковать — можно было лишь принять или отвергнуть» (Лекции по
истории Древней Церкви. Том 4).
История Церкви — это не только академические исследования событий
прошлого и повествования о делах давно минувших дней , преданиях старины
глубокой, которые подобны потемневшим от времени страницам запылившейся
книги . В истории Церкви живёт и действует Дух Святый , наставляющий нас на
всякую истину (Ин . 16, 13). Именно поэтому изучение церковной истории — к чему
всех вас настоятельно призываю — помогает нам лучше понять многие явления в
современной религиозной жизни, научает нас отделять главное от второстепенного
и различать духов (1 Кор. 12, 10), постигая премудрый Промысл Божий о Церкви.
С самого начала своего исторического бытия Церковь была и остаётся
общиной верующих во Христа, опытно постигающих и переживающих единство в
Таинстве Святой Евхаристии, когда мы едиными усты и единым сердцем
исповедуем веру во Святую Троицу и причащаемся от единой Чаши Христовой. Дух
Святый учит Церковь отвечать на вызовы времени соборным разумом и в братском
диалоге. Так было на первом соборе апостолов в Иерусалиме, ставшем поворотным
событием в распространении благой вести и определившем вселенский масштаб
миссии Церкви. Так было и на Никейском соборе в 325 году, одержавшем
догматическую победу над ересью Ария и отвергшем это учение как
противоречащее самим основам христианской веры. Так было и на последующих
святых соборах. Так — верим и надеемся — будет и впредь до скончания века.
Сегодня, когда мировое Православие переживает весьма непростое время,
когда требуется глубокое богословское осмысление экклезиологических проблем,
мы вновь и вновь с убеждённостью свидетельствуем: важнейшие решения,
затрагивающие основы бытия Церкви и её верность апостольскому учению и
каноническим устоям, касающиеся осуществления спасительного призвания быть
столпом и утверждением истины (1 Тим . 3, 15), необходимо принимать сообща , в
единстве духа и союзе мира (Еф. 4, 3).
Мы неизменно свидетельствуем об этом и молимся, чтобы заступничеством
святых отцов Первого Вселенского собора Великодаровитый Бог милостиво
призрел на Церковь Свою и даровал верным чадам её силы и мудрость, мужество и
стойкость оставаться солью земли и светом мира (Мф. 5, 13-14), быть Его
дерзновенными свидетелями даже до края земли (Деян. 1, 8), дондеже Христос
п р и и д е т.
Призывая на всех вас , мои дорогие, мир и благословение Божии, желаю вам
возрастания в любви и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Ему
же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и с Пресвятым Духом ныне
и присно, и во веки веков. Аминь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *